Закупка у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя как способ определения контрагента
Закон № 44-ФЗ «О контрактной системе» предусматривает целый перечень конкурентных способов осуществления закупок за государственные средства, применение которых зависит от конкретных условий и предмета закупки. Отличным, «неконкурентным», способом определения контрагента по контракту является проведение закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя. Именно данному варианту осуществления закупки, условиям и порядку его проведения, преимуществам и недостаткам посвящен настоящий материал.
Понятие закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя
Анализируя части 1, 2 статьи 24, статью 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе», можно прийти к выводу, что под закупкой у единственного контрагента понимается предложение заказчика о заключении контракта о приобретении товаров, работ или услуг за государственные средства, адресованное конкретному физическому или юридическому лицу. Иными словами, закупая товары, работы, услуги таким способом заказчику в отличие от проведения закупки конкурентными способами, не требуется осуществлять формальную процедуру выбора конкретного подрядчика, поставщика, исполнителя из нескольких полученных предложений, т.е. по сути, отсутствует процесс определения победителя.
Случаи проведения закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя
В первую очередь стоит отметить тот факт, что проведение закупки у единственного контрагента рассматривается действующим российским законодательством по общему правилу не как обязанность, а как право заказчика. Исключениями являются случаи, прописанные в пунктах 24 и 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе», когда закупка у единственного контрагента проводится после признания несостоявшимся проведение отдельных конкурентных способов определения поставщика, подрядчика, исполнителя (подробнее ниже).
Вообще Законом N 44-ФЗ «О контрактной системе» установлено 34 случая, когда возможно осуществление закупки товаров, работ и услуг у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя. Наиболее актуальным и широко применимыми случаями являются ситуации, когда предполагаемая цена контракта невелика.
Так, действующее законодательство устанавливает максимально допустимую цену по такому контракту в 100 тысяч рублей.
Вместе с тем существует условие, согласно которому совокупный объем таких закупок не должен быть более 5% общего годового объема, предусмотренного соответствующим планом-графиком заказчика, а также не должен превышать 50 миллионов рублей.
Надо сказать, что названные ограничения относительно предельных назначений не распространяются, если закупка осуществляется в целях удовлетворения нужд сельских поселений. Следовательно, можно сделать вывод, что закупка у единственного участника для многих заказчиков является наиболее рациональным и удобным способом определения контрагента, если требуется закупить небольшой объем товаров, работ и услуг.
Обратите внимание, что по сравнению с редакцией Закона N 94-ФЗ, действующей до января 2014 года, в Законе № 44-ФЗ «О контрактной системе» не установлено никаких ограничений в части одноименных товаров, работ, услуг при условии их закупки у единственного контрагента. В ранее действующей редакции закона существовала норма, по которой запрещалось в течение квартала производить закупку одноименных товаров, работ или услуг на сумму более 100 тысяч рублей.
Например, в январе 2014 года заказчиком был заключен контракт на оказание услуг по ремонту компьютерной техники на 80 тысяч рублей. По Закону № 94-ФЗ он бы имел право заключить в феврале 2014 года еще один аналогичный контракт, однако на сумму, не превышающую 20 тысяч рублей. Тогда как по нормам действующего Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе» сумма контракта на оказание услуг по ремонту компьютерной техники в феврале 2014 года может быть не более 100 тысяч рублей, несмотря на то, что в январе уже закуплены одноименные услуги на 80 тысяч рублей.
Ключевым условием в данном случае является лишь соблюдение установленных ограничений по объему закупки – не более 5% от годовой «закупочной» суммы и не более 50 миллион рублей для закупки у единственного участника.
Наряду с рассмотренным выше «ценовым» условием, позволяющим произвести закупку у единственного контрагента, Законом № 44-ФЗ «О контрактной системе» установлен ряд других возможностей получить требуемые товары, работы и услуги максимально упрощенным методом. Из большого перечня предусмотренных случаев закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя можно сформировать несколько основных групп.
- Закупки после признания несостоявшимися отдельных конкурентных процедур:
- закупка товаров, работ, услуг в случае признания несостоявшейся процедуры определения контрагента одним их закрытых способов. В таком случае заказчик должен принять решение о закупке у единственного участника, а также согласовать его с соответствующим уполномоченным органом. Контракт заключается на условиях, отраженных в закупочной документации, а его цена не должна быть выше начальной цены, указанной заказчиком в документации (пункт 24 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»);
- закупка товаров, работ, услуг после признания несостоявшимися открытого конкурса, электронного конкурса, двухэтапного конкурса, повторного конкурса,конкурса с ограниченным участием, а также запроса котировок и запроса предложений.
В зависимости от целей производимой закупки решение заказчика о заключении контракта с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем также должно быть согласовано с уполномоченными государственными или муниципальными органами. Контракт заключается на условиях, отраженных в документации несостоявшейся закупке и по цене, не превышающей изначально предусмотренную заказчиком (пункт 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»);
Причем в обоих названных случаях единственным контрагентом, с которым заключается контракт, является участник несостоявшейся процедуры, чья заявка отвечает потребностям заказчика, и соответствуют требованиям действующего законодательства.
- Закупки в области ремонта и содержания имущества, а также строительства, приобретения и аренды недвижимости:
- закупка коммуникационных услуг, в частности связанных с водоотведением и водоснабжением, поставкой тепла и газа (исключение составляет приобретение сжиженного газа), с подключением к уже имеющимся инженерно-техническим сетям по регулируемым тарифам (пункт 8 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»);
- контракты о закупке услуг, связанных с проведением авторского контроля в процессе строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства, а также при разработке проектной документации. Сюда же относятся услуги по проведению авторского надзора при работах, выполнение которых направлено на сохранение памятников истории и культуры народов РФ (пункт 19 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»);
- контракты о закупке услуг, связанных с управлением многоквартирными домами, если помещения в таких домах являются частной, государственной либо муниципальной собственностью и существует соответствующее решение собственников этих помещений или решение по результатам проведенного органом местного самоуправления конкурса (пункт 22 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»);
- контракты о закупке услуг, направленных на содержание и ремонт нежилых помещений, которые принадлежат заказчику на праве оперативного управления или безвозмездного пользования. При этом существует дополнительное условие, согласно которому в момент заключения контракта аналогичные услуги уже должны оказываться одному или нескольким иным лицам (заказчикам). И данные лица пользуются нежилыми помещениями в том же здании, где расположены полученные заказчиком на праве оперативного управления или безвозмездного пользования помещения (пункт 23 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»);
- заключение с гарантирующим поставщиком договора купли–продажи электроэнергии или договора энергоснабжения (пункт 29 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»);
- заключение контракта, по которому в целях обеспечения федеральных, муниципальных и нужд субъектов РФ осуществляется приобретение строений, сооружений и нежилых зданий, которые были определены как объекты закупки в процессе подготовки и реализации программ бюджетного инвестирования и субсидирования (пункт 31 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»);
- заключение контрактов аренды заказчиками сооружений, строений, нежилых зданий и помещений в зданиях с целью обеспечения федеральных, муниципальных, а также нужд субъектов РФ, которые отражены в соответствующих правовых актах Правительства РФ, высших органов исполнительной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления (пункт 32 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»).
- Закупки в области спорта, культуры, образования, науки:
- закупки, осуществляемые государственными и муниципальными организациями, занимающимися образовательной деятельностью, учреждениями культуры, целью которых является сохранение и популяризация объектов культурного наследия, а также рядом других субъектов государственной и муниципальной собственности, в частности зоопарками, цирками, музеями, библиотеками, архивами, клубами, домами и дворцами культуры, заповедниками, театрами, кинотеатрами, национальными, природными и ландшафтными парками, учреждениями, занимающимися концертной, телерадиовещательной деятельностью. При этом сумма контракта по таким закупкам не должна быть более 400 тысяч рублей, а совокупный объем закупок у единственного контрагента по данным основаниям должен быть максимум 50% от предусмотренного в ежегодном плане-графике закупок объема, но при этом разрешается использовать не более 20 миллионов рублей (пункт 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»);
- контракты о поставке культурных ценностей разнообразного характера (музейных коллекций, архивных документов, рукописей, ценных изданий и других предметов, имеющих для государства культурное, художественной, историческое значение), направляемых для пополнения государственных музеев, библиотек, архивов и различных государственных фондов (пункт 10 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»);
- контракты о закупке произведений искусства и литературы, исполнений и фонограмм конкретных авторов, исполнителей, изготовителей у лиц, имеющих исключительные права на такие объекты интеллектуальной собственности. Исключение составляет закупка кинопроектов для их проката (пункт 13 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»);
- научным организациям государственной и муниципальным собственности доступа к различным электронным изданиям с целью обеспечения деятельности таких учреждений и организаций. Равно как закупка непосредственно печатных или же электронных изданий конкретных авторов у издателей, имеющих исключительные права на их использование (пункт 14 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»);
- заключение контрактов об оказании услуг посещения театров, кинотеатров, музеев, выставок, цирка, зоопарков, различных концертов или мероприятий спортивного характера (пункт 15 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»);
- закупка услуг относительно предоставления образовательным учреждениям, библиотекам,
- заключение образовательными, культурными, музейными, телерадиовещательными, развлекательными, природоведческими государственными и муниципальными организациями и учреждениями контрактов на создание, исполнение произведений искусства, изготовление и поставку костюмов, декораций, театрального реквизита, сценической мебели, грима и прочих вещей, необходимых для создания, исполнения произведений (пункт 17 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»);
- закупка услуг, связанных с продажей и распространением входных билетов и абонементов, предоставляющих право посещения мероприятий театрально-зрелищного, культурно-просветительного и зрелищно-развлекательного характера, равно как реализация экскурсионных билетов и экскурсионных путевок (пункт 18 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»);
- закупка услуг, связанных с участием в различных культурных мероприятий (фестивали, концерты, представления, гастроли и прочие) при наличии соответствующих приглашений, включая услуги по обеспечению проезда, транспортного обслуживания, обеспечения жильем и питанием (пункт 26 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»);
- контракты на закупку экскурсоводческих и преподавательских услуг (пункт 33 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»).
- Закупки в области медицины и в сфере ликвидации последствий различных чрезвычайных ситуаций:
- закупка услуг, связных с хранением и транспортировкой наркотических и психотропных препаратов (пункт 8 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»);
- закупка определенных категорий товаров, работ, услуг необходимость в которых возникла ввиду случившихся природных или техногенных чрезвычайных ситуаций, а также товаров, необходимых для оказания экстренной или неотложной медицинской помощи, в том числе в случаях лечения российских граждан за пределами страны. Однако закупаемые товары, работы, услуги не должны содержаться в утвержденном Правительством РФ № 1765-р от 30.09.2013 года Перечне, а также использование других вариантов закупки нецелесообразно ввиду длительности их проведения. При этом контракт заключается на то количество товаров тот объем работ, услуг, которые требуются для ликвидации имеющихся аварийных последствий (пункт 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»);
- закупка лекарственных препаратов, предназначенных пациенту (пациентам) при наличии соответствующих медицинских показаний решением соответствующей врачебной комиссии. Закупаемого объема таких лекарств должно быть достаточно на срок, необходимый заказчику для проведения закупки остального объема таких лекарств путем запроса предложений.
При этом цена контракта, заключаемого с единственным участником по данному условию, не должна превышать 200 тысяч рублей (пункт 28 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»);
- контракты, заключаемые в связи с признанием несостоявшейся закупки, приводимой путем запроса предложений согласно статье 83 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе», предметом которых является лечение российских граждан за пределами страны (пункт 34 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»).
- Закупки в области государственного управления и военной сфере
- контракты, предметом которых являются работы, связанные с мобилизационной подготовкой (пункт 3 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»);
- контракты о закупке работ или услуг, оказание или выполнение которых возложено соответствующими нормативно-правовыми актами исключительно на органы государственной исполнительной власти либо подведомственные им учреждения, на государственные унитарные предприятия (пункт 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»);
- контракты о закупке военной техники и вооружения у соответствующих поставщиков, включенных в соответствующий реестр и только в случае отсутствия российских аналогов закупаемого вооружения и техники (пункт 7 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»);
- закупка товаров, работ и услуг, направленных на реализацию визитов различных иностранных делегация, в частности глав и представителей иностранных государств, правительств, парламентов, руководителей организаций международного уровня и т.п. (пункт 20 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»);
- закупка товаров, работ и услуг, связанных с обеспечением деятельности объектов государственной охраны, в том числе при выездных мероприятиях Президента РФ, и представителей Правительства РФ. Речь идет о транспортном, бытовом обслуживании, предоставлении жилья и безопасного питания, эксплуатации компьютерного оборудования т.п. (пункт 21 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»);
- закупка у единственного поставщика, проводимая на основании Распоряжения Правительства РФ и направленная на приобретение бюллетеней, открепительных удостоверений, специальных знаков, необходимых для проведения выборов и референдумов (пункт 30 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»).
- Закупка у единственного участника в иных случаях:
- контракты на поставку товаров, оказание услуг или выполнение работ, заключаемые с субъектами естественных монополий, обозначенных в Законе № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (пункт 1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»);
- закупка у единственного участника, проводимая на основании специально изданного указа, распоряжения, поручения Президента РФ, когда подрядчик, исполнитель, поставщик определены правительственным постановлением или распоряжением (пункт 2 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»);
- контракты, предметом которых являются услуги по участию в проводимом для нужд сразу нескольких заказчиков мероприятии в случаях, когда контрагент определен иным заказчиком в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе», который и является организатором данного мероприятия (пункт 16 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»);
- контракты, предметом которых являются услуги, оказываемые в случаях направления работников в служебные командировки (пункт 26 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»);
- закупка товаров работ или услуг, которые производятся, выполняются или оказываются субъектами системы уголовно-исполнительных предприятий и учреждений. Перечень таких товаров, работ и услуг утвержден Постановлением Правительства РФ № 1292 от 26.12.2013 года (пункт 11 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»);
- закупка при определенных условиях товаров (сырье, материалы, комплектующие детали), осуществляемая учреждениями, в функции которых входит исполнение наказаний, с целью трудоустройства осужденных и производства ими иных товаров или оказания услуг (пункт 12 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе»).
- Если есть право закупки у единственного участника, то необходимо выбрать данный способ.
- Если ключевым аспектом при закупке является цена контракта, то целесообразно проводить электронный аукцион или запрос котировок. При этом если имеется возможность проведения запроса котировок, то целесообразно выбирать именно данный способ.
- Если же выбор контрагента зависит не только от предлагаемой им цены, но и от иных критериев, в частотности квалификации, опыта, качества и прочих характеристик, то стоит проводить открытый конкурс или запрос предложений. При этом если имеется возможность проведения запроса предложений, то целесообразно выбирать именно данный способ.
Практические примеры правомерности заключения контракта с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем
Рассмотрим несколько ситуаций касательно выбора в пользу закупки товаров, работ, услуг у единственного контрагента при необходимости устранения последствий аварий согласно пункту 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе» в призме правоприменительной практики Закона № 94-ФЗ.
№ п/п |
Ситуация |
Правильное решение |
Обоснование решения |
Практический аспект |
1 |
Заказчиком заключен контракт с единственным подрядчиком для устранения последствий аварии ввиду действий непреодолимой силы на подведомственном ему объекте по истечении довольно длительного промежутка времени. Правомерны ли действия заказчика? |
Действия заказчика неправомерны, если с момента аварии до момента заключения контракта было достаточно времени для проведения конкурентной процедуры закупки. |
Условием заключения контракта с единственным подрядчиком на устранение последствий аварий является нецелесообразность применения иных способов ввиду длительности их проведения. В рассматриваемой ситуации требуется выполнение работ по ликвидации последствий аварии, имевшей место задолго до момента заключения контракта, значит, его заключение неправомерно. |
Ключевым фактором в данном случае является срочность выполнения работ по устранению аварийных последствий. Арбитражные суды при принятии решений исходят из того, имел ли заказчик достаточно времени для проведения закупки одним из конкурентных способов. |
2 |
Бюджетные средства для проведения закупки работ, направленных на ликвидацию аварийных последствий, выделены в конце финансового года, при этом времени для проведения «конкурентной» закупки до окончания финансового года недостаточно. Допустимо ли заключение контракта с единственным подрядчиком? |
Заключение контракта с единственным подрядчиком не допускается. |
Сам по себе недостаток времени для проведения закупки конкурентным способом не является основанием для заключения контракта с единственным подрядчиком, он не имеет признаков чрезвычайности и непредотвратимости. Закон предполагает возможность заключения такого контракта с единственным участником только в случае нецелесообразности проведения «конкурентной» закупки. |
Контролирующими органами, в частности Минэкономразвития РФ и ФАС РФ, факт позднего поступления бюджетных средств не рассматривается в качестве обстоятельства непреодолимой силы и не принимается во внимание при проверках. |
3 |
У заказчика имеются данные о том, что на подведомственном ему объекте возможно возникновение аварии или чрезвычайной ситуации. И во избежание таких ситуаций необходимо провести определенные работы. Можно ли рассмотреть такую ситуацию как обстоятельство непреодолимой силы и заключить контракт с единственным подрядчиком? |
Заключать контракт запрещено. |
Существует лишь возможность возникновения аварийной ситуации, следовательно, однозначно говорить о ее наступлении даже в будущем невозможно. При этом заключать контракт с единственным подрядчиком можно лишь для ликвидации последствий аварий и чрезвычайных ситуаций.
|
Судебная практика говорит о том, что на момент заключения контракта должно существовать обстоятельство непреодолимой силы, т.е. аварийная ситуация фактически должна произойти. |
Плюсы и минусы заключения контракта с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем
Как уже было отмечено, закупка у единственного участника является наиболее удобным, как в плане оформления, так и во временном аспекте способом закупки товаров работ и услуг, однако ее реализация возможна исключительно в предусмотренных законом случаях.
Так, основными преимуществами закупки у единственного контрагента являются следующие:
- допустимо заключение контракта с физическим или юридическим лицом, которое известно заказчику;
- практически полное отсутствие рисков нарушения процедуры закупки, в частности ввиду технических сбоев или несвоевременности выполнения тех или иных действий;
- нет необходимости привлекать значительные кадровые и технические ресурсы для реализации закупки;
- простота и высокая скорость проведения закупки товаров, работ, услуг в сравнении с конкурентными способами.
Однако существуют и некоторые негативные для заказчика стороны заключения контракта с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем, в частности:
- ввиду отсутствия фактора конкуренции у заказчика минимальные возможности для снижения цены контракта и обеспечения наиболее выгодных и приемлемых условий его исполнения;
- значительная степень риска возможных проверок со стороны контролирующих органов, что косвенно обусловлено предоставляемыми данным способом закупки возможностями для злоупотребления, например вариант сговора с контрагентом по определенным позициям.
Этапы проведения закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя
Процедуру закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя условно можно разделить на четыре этапа, которые рассмотрены в следующей таблице.
Номер этапа |
Название этапа |
Реализуемые мероприятия |
Составляемые и издаваемые документы |
Сроки для реализации мероприятий и составления документов |
Этап № 1 |
Общая подготовка к проведению закупки у единственного контрагента |
- организация заключения контракта с единственным контрагентом;
- поиск и выбор поставщика, подрядчика, исполнителя;
- согласование возможности проведения закупки у единственного участника (при необходимости);
- размещение извещения в единой информационной системе (в предусмотренных законом случаях). |
- приказ заказчика о проведении закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя;
- обоснование о соответствии выбранного поставщика, подрядчика, исполнителя установленным законом и документацией о закупке требованиям;
- письмо о согласовании возможности проведения закупки у единственного участника. |
До предполагаемой даты заключения контракта.
В случаях согласования – не позднее чем за 10 рабочих дней.
|
Этап № 2 |
Подготовка документов для проведения закупки у единственного контрагента |
- разработка проекта контракта, заключаемого с единственным участником, его утверждение;
- составление отчета с обоснованием выбранного способа закупки;
- публикация извещения о закупке(при необходимости). |
- проект контракта, заключаемого с единственным участником; - расчет цены контракта, ее обоснование; - отчет с обоснованием выбранного способа закупки; - форма извещения о закупке у единственного контрагента (при необходимости).
|
До предполагаемой даты заключения контракта.
В случаях публикации извещения в единой информационной системе - не позднее чем за 5 дней. |
Этап № 3 |
Заключение контракта с единственным контрагентом |
- проведение проверки факта внесения выбранным контрагентом обеспечения исполнения контракта;
- подписание контракта с единственным подрядчиком, поставщиком, исполнителем. |
- окончательный проект контракта, заключаемый с единственным подрядчиком, поставщиком, исполнителем. |
Контракт подписывается в оговоренный заказчиком и выбранным контрагентом день. |
Этап № 4 |
Уведомление о заключении контракта контролирующего органа (при необходимости) |
- подготовка уведомления о проведении закупки у единственного контрагента;
- направление такого уведомления в адрес соответствующего контролирующего органа |
- уведомление о проведении закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя.
|
Уведомление должно быть направлено либо в день заключения контракта, либо в следующий рабочий день. |
Образец формы обоснование цены контракта с единственным поставщиком на файл во вложении (41,8 КБ)
Пример расчета начальной максимальной цены контракта (68,8 КБ)
Источник статьи rts-tender.ru