Открытый аукцион в электронной форме
Возникновение открытых аукционов в России
С учетом всех принятых Правительством и Государственной Думой мер объем госзаказа РФ в 2009 году составил 4 трлн рублей. Размер государственного заказа РФ в 2010 году, вместе с гособоронзаказом, составляет 5 трлн рублей. Согласно заявлению заместителя министра экономического развития Анны Поповой, с 2010 года вступают в силу поправки в федеральное законодательство, согласно которым более 70 % заказов будут размещаться на утвержденных Правительством РФЭлектронных Торговых Площадках.
В свете развития информационных технологий и совершенствования законодательства РФ (в сфере снижения затрат на государственные закупки и борьбы с коррупцией) Государственная Дума Российской Федерации приняла Федеральный Закон № 94, который регулирует область размещения государственных заказов на Электронных Торговых Площадках. Кроме этого закона сферу госзаказов на торговых площадках регулируют различные распоряжения, постановления и законы Правительства Российской Федерации.
Правовое регулирование
В целях повышения эффективности размещения государственного заказа, а также для противодействия коррупции в сфере государственного финансирования Правительством Российской Федерации был принят ряд федеральных законов. В частности: федеральный закон 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г.; Постановление Правительства РФ от 17 марта 2008 г. № 179 о пользовании сайтами в сети Интернет, на которых осуществляется проведение открытых аукционов в электронной форме.
С 1 января 2010 года, размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд для товаров, работ и услуг, указанных вПеречне, утвержденном Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. N 236-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 25.03.2010 N 427-р), должно производиться путем проведения открытых аукционов в электронной форме.
При проведении открытого аукциона в электронной форме в порядке, установленном главой 3.1 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ извещение о проведении соответствующего аукциона, а также иная информация о ходе проведения и результатах аукциона размещается непосредственно на электронных площадках.
С 1 июля 2010 года федеральные государственные заказчики, а с 1 января 2011 года заказчики субъектов Российской Федерации и муниципальные заказчики обязаны проводить открытые аукционы в электронной форме. В таких условиях до завершения аукциона не будет известно, кто участвует в торгах, что в значительной степени обеспечивает конкуренцию, уменьшает возможность коррупции.
Аккредитованные Электронные Торговые Площадки для госзаказов
Согласно приказу Минэкономразвития России от 26 октября 2009 г. № 428 «Об утверждении Порядка отбора электронных площадок в целях проведения открытых аукционов в электронной форме» и приказа Минэкономразвития России и ФАС России от 14 ноября 2009 г. № 466/763 «О проведении отбора электронных площадок в целях проведения открытых аукционов в электронной форме» к 1 января 2010 года был осуществлен отбор пяти электронных торговых площадок.
В перечень отобранных площадок попали: ЗАО «Сбербанк-АСТ»; ОАО «Единая электронная торговая площадка»; ГУП «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»; а также площадки ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа» и ООО «РТС-тендер».
Преимущества электронных аукционов
Каждый специалист в области государственных закупок знает, какие сложности возникают при проведении конкурсов и аукционов по стандартным схемам — большой расход рабочего времени, средств и многое другое. По сравнению с обычными аукционами и конкурсами электронные имеют ряд преимуществ:
- Короткие сроки проведения процедур;
- Экономия бюджетных средств на организации и проведении торгов;
- Прозрачность и открытость процесса закупок;
- Честная конкуренция, исключающая неценовые методы ведения борьбы;
- Равные права всех поставщиков товаров, работ и услуг;
- Участие в торгах возможно из любой точки мира, не выходя из своего офиса;
- Высокий уровень безопасности и защиты, применение средств электронной цифровой подписи;
- Доступность для представителей среднего и малого бизнеса, которые раньше не могли войти в область государственных закупок.
Помимо достижения экономии бюджетных средств и снижения коррупционной составляющей, реализация правительственных мер обеспечивает широкий доступ к государственному заказу для мелких и средних предприятий, тем самым расширяя рынки сбыта для производимых ими товаров и оказываемых услуг. Это особенно важно для преодоления экономикой России последствий экономического кризиса.
Мнение Евгения Федорова, выступавшего на Международном форуме участников электронной торговли «В2В - задачи, решения, перспективы»:
«Целесообразно и далее развивать электронные торговые площадки и полномасштабно использовать их возможности для размещения государственного и муниципального заказов. Электронные торги — это составная и очень важная часть отечественной инновационной инфраструктуры, расширяющей географию участников закупок товаров и услуг. Интернет в нашей стране успешно развивается и это залог успешного развития электронных торгов. Они сокращают время, и самое главное снижают коррупционность процедур и расширяют возможности для малого бизнеса получать государственные заказы.»
Регламент проведения открытых аукционов в электронной форме
- Для участия в аукционе, участники должны зарегистрироваться на Электронной Торговой Площадке, подать заявку и в день проведения аукциона зайти на страницу аукциона используя средства идентификации или ЭЦП.
- В случае если подана или признана соответствующей только одна заявка, аукцион считается не состоявшимся и контракт заключается с единственным участником по максимальной цене.
- Аукцион проходит на понижение цены.
- В момент начала аукциона у участника появляется возможность, сделать ценовое предложение на понижение максимальной цены контракта в размере шага аукциона, который составляет от 0,5 процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта, воспользовавшись специальной формой на сайте.
- Участник может неоднократно подавать ценовые предложения
- Торги считаются завершенными, если через 10 минут с момента начала торгов или последнего предложения по цене от участника не поступило предложения, предусматривающего более низкую цену.
- После завершения подачи предложений и выявлении победителя аукциона, включается режим дополнительной подачи предложений на 10 минут, для выявления следующих за победителем участников.
- Победителем признается участник, предложивший наиболее низкую цену контракта.
- Выявляется участник сделавший лучшее предложение по цене, следующее за предложением победителя.
- Система в течение нескольких минут автоматически формирует протокол с итогами торгов.
Обеспечение
Согласно положениям закона 94-ФЗ, при проведении открытого аукциона в электронной форме, во время публикации извещения о проведении торгов, заказчик обязан установить требование о предоставлении размера обеспечения заявки, которое варьируется от 0,5 до 5 % начальной суммы контракта. Участники размещения заказа, желающие принять участие в торгах, обязаны перевести эти средства со своего счета на счет электронной площадки на время проведения процедуры торгов.
Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» также предусматривает возможность установления заказчиком требования о предоставлении обеспечения исполнения контракта. Если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта, то контракт заключается только после предоставления победителем аукциона (или иным участником аукциона, с которым заключается контракт, в случае уклонения победителя от заключения контракта) такого обеспечения исполнения контракта в том размере, который указан в документации об открытом аукционе в электронной форме. Размер, срок и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта указывается в документации об открытом аукционе в электронной форме. Часть 19 ст. 41.12 ФЗ № 94 определяет уже известные всем три вида обеспечения исполнения контракта:
- безотзывная банковская гарантия; - залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита);
Заключение контракта по итогам аукциона
По итогам аукциона с победителем заключается государственный контракт. Процедура и сроки заключения контракта регламентированы в статье 25 п.12 ФЗ № 94.
Особенность заключения контракта в том, что он заключается в электронной форме, с применением электронной цифровой подписи на сайте электронной торговой площадки, на которой проводился аукцион. Причём, любые контракты, подписанные в бумажной форме считаются ничтожными.
В случае уклонения или нарушения сроков подписания государственного контракта поставщиком, заказчик обязан заключить контракт с организацией, занявшей второе место, и передать в Федеральную антимонопольную службу сведения об уклонившемся поставщике. Федеральная антимонопольная служба размещает сведения об уклонившемся поставщике в Реестре недобросовестных поставщиков.
Обучение работе с Электронными Торговыми Площадками
- Заказчики и поставщики (участники размещения заказа) часто пользуются услугами различных учебных центров для обучения персонала работе в сфере электронных торгов, особенно это актуально, если компания до этого не работала на торговых площадках или в законодательстве Российской Федерации произошли важные изменения в области регулирования регламента проведения открытых аукционов в электронной форме. Не редки случаи, когда сотрудники одной компании приходят на семинары несколько раз, так как законодательство постоянно развивается и дополняется, а также сами торговые площадки не стоят на месте — постоянно улучшают свою функциональность, разрабатывают новые системы защиты интересов клиентов, добавляют различные сервисы и услуги.
Итоги
- При текущей ситуации на Российском финансовом рынке, каждый руководитель, заботящийся о финансовом благополучии собственной компании или структуры, ищет способы расширения своих рынков сбыта, увеличения продаж товаров, работ или услуг и борется за уменьшение вложений кадровых, материальных и временных ресурсов. Участие в открытых аукционах в электронной форме — это одно из простейших решений данной задачи.