Что изменилось в порядке проведения закупок с 1 января 2014 года и что измениться с 31 марта 2014 года

С 1 января 2014 года прекратил свое действие Закон от 21.07.2005 года № 94-ФЗ, регулирующий правоотношения в области закупок, осуществляемых за бюджетные средства. В целях усовершенствования ряда моментов, возникающих в ходе реализации государственных закупок, еще 05 апреля 2013 года был принят Закон N 44-ФЗ «О контрактной системе», большинство положений которого начали действовать именно с 1 января 2014 года. Отдельные нормы, требующие принятия дополнительных мер со стороны Правительства РФ и иных органов государственной власти, вступают в силу с 2015, 2016 и 2017 годов.

 

Законом N 44-ФЗ «О контрактной системе» предусмотрено немало новшеств в системе государственных закупок, которые касаются практически всех направлений ее функционирования – начиная от непосредственно способов закупки и заканчивая порядком подписания контрактов. Рассмотрим отдельные новеллы документу, уже действующие с января текущего года.

 

Определение контрагента (поставщика, подрядчика)

По сравнению с ранее действующими правилами порядок определения конкретного контрагента по контракту претерпел значительных изменений и в первую очередь речь идет об изменении самого термина. Вместо понятия «размещение государственного или муниципального заказа» закон предусматривает «определение поставщика, подрядчика или исполнителя». 

 

Так, определение поставщика, подрядчика, исполнителя – это совокупность действий заказчика, направленных на осуществление закупки товаров, работ, услуг в течение всего периода ее проведения. Иными словами, под данным термином понимается не конкретное действие, совершаемое в определенный момент времени, а совокупность различных действий, реализуемых заказчиком в рамках процедуры закупки – начиная с публикации извещения о ее проведении и заканчивая непосредственно заключением сделки. 

 

Что касается способов определения поставщика, подрядчика или исполнителя, то Закон N 44-ФЗ «О контрактной системе» расширяет их перечень путем введения ранее не существующих в российском законодательстве вариантов проведения закупки. Так, новыми способами определения контрагента являются обычный и закрытый конкурсы с ограниченным участием, обычный и закрытый двухэтапные конкурсы, а также запрос предложений. Одновременно упразднено проведение открытых «молоточных» аукционов. С января 2014 года открытый аукцион проводится исключительно в электронной форме посредством соответствующих электронно-информационных ресурсов.

 

Таким образом, перечень способов определения контрагента, предусмотренных Законом N 44-ФЗ «О контрактной системе», выглядит следующим образом:

 

Выбор в пользу того или иного зависит от конкретных условий проводимой закупки. Стоит отметить, что в сравнении с ранее действующим законодательством нормы Закона N 44-ФЗ «О контрактной системе» достаточно точно разграничивают ситуации и основания для использования конкретных способов определения поставщика, подрядчика, исполнителя. Также установлены четкие требования, предъявляемые к участникам определенных закупок, конкретизирована процедура принятия соответствующих решений заказчиком и создаваемой им комиссией в ходе проведения процедуры. Вместе с тем более детально прописаны нормы, регулирующие порядок реализации процедур закупок, проводимых путем открытого конкурса, электронного аукциона и запроса котировок.

Порядок заключения контрактов

Анализ норм Закона N 44-ФЗ «О контрактной системе» позволяет утверждать, что более детально прописаны правила, регулирующие отношения в сфере заключения контрактов по результатам проведения закупки. В действующем законодательстве четко прописаны сроки и порядок заключения контрактов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, как по итогам завершения конкурентных закупок, так и по результатам закупки у единственного участника.

 

Одним из аспектов, которые уточнены нормами Закона N 44-ФЗ «О контрактной системе», стали сроки, в течение которых заказчик и победитель закупки должны совершать определенные действия, направленные на результирующее подписание контракта.

 

 

В частности частями 3, 5 статьи 54 Закона установлен пятнадцатидневный срок для направления победителем открытого конкурса в адрес заказчика всех экземпляров подписанного проекта контракта, а также документов, свидетельствующих об обеспечении такого контракта. 15 дней исчисляются с даты публикации итогового протокола закупки в единой информационной сети, а в случае заключения контракта по итогам закрытого конкурса – с момента подписания заказчиком такого протокола. Заказчику для подписания полученного от победителя проекта контракта частью 7 статьи 54 Закона предоставляется 10 календарных дней, исчисляемых со дня его получения.

 

 

 

Вместе с тем остались неизменными общие временные ограничения относительно подписания контракта, заключаемого по итогам открытого аукциона. В соответствии с частью 2 статьи 54 Закона стороны при подписании контракта должны уложиться в такой срок: не ранее 10-ого дня и не позднее 20-ого дня с момента публикации (в случае закрытого конкурса – подписания) в единой информационной системе итогового протокола.

 

 

 

Претерпел изменений также порядок подписания контрактов, заключаемых по итогам электронного аукциона. Если ранее обмен проектами контракта между сторонами осуществлялся через оператора электронной площадки, где проводился аукцион, то действующие нормы статьи 70 Закона N 44-ФЗ «О контрактной системе» предполагают самостоятельное направление проектов сторонами – они размещают необходимые документы непосредственно в единой информационной системе, либо на официальном «закупочном» сайте.

 

 

 

Несколько изменен и порядок подписания контракта, который заключается заказчиками с единственным участником. Так, проведение данного вида закупки возможно исключительно в установленных статьей 93 Закона N 44-ФЗ «О контрактной системе» случаях. И для определенных предметов такой закупки предусмотрена обязанность заказчика размещать соответствующие «электронные» извещения не позднее чем за 5 дней до установленной даты заключения контракта.

 

 

 

Кроме того, в ряде случаев при заключении контракта с единственным участником допускается не прописывать в его тексте некоторые условия, которые необходимы при заключении контрактов в результате завершения процедур закупки по конкурентным способам. Речь идет об условиях, отраженных в частях 4 - 9, 11 - 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ «О контрактной системе».

 

 

 

Исполнение, изменение и расторжение контрактов

 

 

 

 Некоторые особенности и уточнения коснулись также исполнения заключенных контрактов. Также нормы действующего законодательства по сравнению с ранее существующими правилами более точно устанавливают основания для изменения и расторжения контрактов, регламентируют порядок таких действий. В частности статьей 95 Закона N 44-ФЗ «О контрактной системе» предусмотрен конкретный перечень оснований, по которым в заключенный контракт можно вносить изменения или вовсе его расторгнуть.

 

 

 

В Законе прописан комплекс мер, реализуемых в рамках исполнения контракта для достижения целей проведения закупки. Так, заказчик и победитель реализуют взаимные действия относительно приемки и оплаты товаров (работ, услуг), проведения экспертиз, в части несения ответственности при нарушении контрактных условий, принимают иные меры.

 

 

 

 

 

 

Мониторинг закупок

 

 

 

Мониторинг закупок является одной из новелл Закона N 44-ФЗ «О контрактной системе» и подразумевает осуществление наблюдения в сфере закупок. Система наблюдения предполагает сбор, обобщение, систематизацию и оценку информации о закупках. Конкретный порядок проведения мониторинга закупок утверждается Правительством РФ.

 

 

 

Процедура мониторинга закупок осуществляется соответствующими государственными органами и на федеральном уровне, и на уровне субъектов РФ, и на местном уровне с целью совершенствования законодательства и анализа эффективности закупок, проводимых органами государственной и местной власти.

 

 

 

Установлено, что результаты мониторинга, проводимого Минэкономразвития РФ, уполномоченными органами государственной исполнительной власти и местными администрациями будут ежегодно оформляться в виде сводной аналитической информации с отчетными цифрами и направляться в адрес Правительства РФ для принятия на их основании соответствующих решений. Поскольку осуществление мониторинга возложено на соответствующие государственные структуры, то никаких дополнительных обязанностей в связи с его введением на заказчиков и участников не возлагается.

 

 

 

 

 

 

Аудит в сфере закупок

 

 

 

Статьей 98 Закона N 44-ФЗ «О контрактной системе» предполагается проведение аудита, целью которого является составление аналитических данных и оценивание результатов проведенных закупок. Осуществление аудита возложено на Счетную палату РФ, а также контрольно-счетные органы отдельных субъектов РФ и муниципальных образований.

 

 

 

Суть аудита заключается в проверке, анализе и оценке предоставленной заказчиками, участниками закупки информации и «закупочных» документов на предмет их соответствия закону. Уполномоченные органы проводят проверку обоснованности, рациональности, эффективности и результативности как подготавливаемых к подписанию, так и уже заключенных (исполненных) контрактов.

 

 

 

 

 

 

Контроль в сфере закупок

 

 

 

По сравнению с законодательством, действующим до 1 января 2014 года, также расширен список субъектов, уполномоченных осуществлять контроль в области госзакупок. Так, статья 99 Закона N 44-ФЗ «О контрактной системе» устанавливает, что такими органами являются:

 

 

 

    •  ФАС РФ;

 

  •  Рособоронзаказ;
  • уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ;
  • уполномоченные органы местного самоуправления;
  • органы внутреннего финансового контроля (определяются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ).

 

 

 

Каждый орган контролирует деятельность заказчиков в области проведения закупок в рамках предоставленных непосредственно ему полномочий. При этом у заказчиков появляются определенные обязательства касательно исполнения требований таких органов. Например, на запросы государственных и муниципальных органов внутреннего финансового контроля заказчики обязаны предоставлять информацию:

 

 

 

  • об обоснованности цены контракта;
  • о нормировании в области закупок;
  • о принимаемых мерах ответственности при выявлении нарушений контрактного законодательств со стороны контрагента;
  • о гарантиях соответствия закупаемых товаров, получаемых услуг или выполняемых работ условиям контракта и целям закупки в целом.

 

 

 

Кроме того, контролирующими названы финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами, а также Казначейство РФ. Однако их контролирующие полномочия вступают в силу лишь с 1 января 2016 года.

 

 

 

Обеспечение банковской гарантией

 

 

 

С начала текущего года, наряду с внесением денежных средств, предусмотрено обеспечение путем предоставления банковской гарантии. Правило распространяется как на обеспечение заявок об участии в закупках, так и на обеспечение исполнения контракта. При этом право выдавать такие гарантии предоставлено лишь банкам, включенным в соответствующий Перечень, ведение которого предусмотрено статьей 176.1 Налогового Кодекса РФ.

 

 

 

В соответствии со статьей 45 Закона N 44-ФЗ «О контрактной системе» банковская гарантия носит безотзывной характер и должна содержать конкретные реквизиты. Детально предъявляемые к форме банковской гарантии требования прописаны в Постановлении Правительства РФ N 1005 от 08.11.2013 года, вступившим в законную силу одновременно с Законом.

 

 

 

Кроме того, части 8, 11 статьи 45 Закона N 44-ФЗ «О контрактной системе» предполагают существование реестра банковских гарантий, однако данные требования вступят в законную силу только 31 марта 2014 года.

Источник статьи RTS-TENDERS.RU